— А зачем пиратам миелофон? — спросила Юлька.
— Ну как ты не понимаешь? Жизнь у них трудная. Даже последний свой корабль они потеряли.
Приходится скрываться, а им нужны сокровища и удовольствия.
И как только они сообразили, что у меня есть миелофон, то сразу решили его украсть.
Что можно сказать о писателе, который создал мир, в который погружались большинство советских детей 70-80-х годов, чьи книги зачитывались до дыр и их невозможно было найти в библиотеке?
Алиса,
Миелофон,
Громозека,
Весельчак У,
Говорун,
Склисс…
Не правда ли, эти имена и названия вам не пришлось даже вспоминать? Вот они – с детства врезавшиеся в память…
А ведь был еще и город Великий Гусляр.
И доктор Павлыш, И агент Космофлота Андрей Брюс…
Но, конечно же, наиболее любимы до сих пор – Алиса и ее друзья (а также враги).
Если же говорить об авторе, то Игорь Всеволодович Можейко – таковы настоящие имя и фамилия писателя - родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза. После его окончания два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, по возвращении в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР., где и работал в дальнейшем, защитив кандидатскую, а позже - докторскую диссертации. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. Под настоящим именем опубликованы также научно-популярные книги. Например – сборник статей «1185 год» (вышел в свет в 1989 г.). Эту книгу отличает оригинальный подход к истории: она охватывает историческую ситуацию не в географическом, а во временном разрезе. В книге в увлекательной форме дана панорама истории Азии и Европы конца XII в. Взяв за отправную точку 1185 г., в котором произошли события, описанные в «Слове о полку Игореве», автор вводит читателя в мир, богатый бурными событиями и яркими человеческими личностями,— мир князя Игоря и Владимира Галицкого, Шота Руставели и Низами, Ричарда Львиное Сердце и Чингисхана, грузинской царицы Тамары и рыцарей-крестоносцев. Автор нашел прием, позволивший ему увязать события в разных странах — от Тихого до Атлантического океана: он как бы движется по Великому шелковому пути и показывает читателю жизнь людей и целых народов, которые, может быть, не знали о существовании друг друга и тем не менее были связаны невидимой нитью торговых и культурных контактов. Я с интересом читала эту книгу, обнаружив ее в библиотеке уже во взрослом возрасте…
Но фантастика сопровождала уважаемого ученого, как тень… Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен. Однако, слава и любовь читателей все расставили по своим местам. В 1982 году Кир Булычев (Игорь Можейко) стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось. Да и как было увольнять лауреата такой высокой награды? А уж за что ее вручают – за исторические изыскания или литературные творения – не все ли равно?
Всего же экранизировано более двадцати произведений. Например, «Подземелье ведьм» где Андрея Брюса сыграл Сергей Жигунов. На экраны попали рассказы из цикла про Великий Гусляр…
Но самым известным и любимым, конечно же, остается фильм по повести «Сто лет тому вперед» - «Гостья из будущего».
Помните?...
— Берёшь обыкновенный мангустин и жаришь его на петеяровом масле. Минут пять.
— Значит, именно на петеяровом?
- Интересно, какая статья тебе положена по будущему Уголовному кодексу?
— Прочь с дороги, консервная банка!
— Я — биоробот! И меня никто ещё так не оскорблял!
Когда шел фильм, пустели дворы…
Все мальчишеское население СССР было влюблено в Алису в исполнении Наташи Гусевой.
А робот Вертер? Чуть смешной, наивный, влюбленный и романтичный, не поспевающий со своей «механической» речью за собственными чувствами… Наверное, по поводу его гибели было пролито не меньше слез, чем когда-то – над гетевским «тезкой»….
И книга, и фильм так захватывали воображение,, что, скажем, ваша покорная слуга не раз сражалась во сне с космическими пиратами… и однажды такое сновидение посетило ее уже во вполне «нешкольном» возрасте… Интересно, что могут подумать окружающие, если узнают, что взрослая девушка, которой, по идее, должны сниться голливудские красавчики, выслеживает во сне Весельчака У с Крыссом, притаившихся в школьном коридоре? )
А еще мне очень нравился (немного позже, конечно) – роман «Поселок». Точнее, сначала – комикс «Перевал» в журнале «Пионер» за 1991 г. А потом разыскался в библиотеке и сам роман. Суровая жизнь на негостеприимной планете, чудовища, окрещенные по-земному «козами», споры о том, можно ли одинокой группе людей сохранить культуру и островок цивилизации в оторванности от остального человечества – вопрос поднят еще Даниэлем Дефо и Жюлем Верном… А еще в этом романе – вечный спор рассудительных взрослых и отважной юности…
А в реальном мире - тоже настала весьма суровая реальность 90-х …
Можно по-разному относиться к творчеству позднего Кира Булычева. Например, обвинять его в «сериальности» поздних рассказов и повестей про Алису. В «коммерциализации» собственного творчества. Между тем, на мой взгляд, страшного тут ничего нет, и во многом история Алисы Селезневой для Кира Булычева сходна с историей Шерлока Холмса для Конан Дойля. Читатели просто требовали продолжения приключений любимых героев.
Конечно, фантастика позднего Булычева отличается от ранней. В романах «Любимец», цикле «Театр теней» - мрачные картины, представляющие человечество далеко не в выгодном свете… Чего стоит одно только превращение людей в домашних любимцев поработивших их пришельцев (роман «Любимец». Литературный прием не нов – вспоминаются гуигнгнмы и иеху Свифта – но если у великого англичанина они противопоставлялись друг другу как абсолютно благородные и абсолютно порочные существа (с идеализмом 18 века), то здесь все сложнее… Похожие на рептилий хозяева – не лишены искренней привязанности к своим домашним питомцам… но в то же время могут спокойно спаривать между собой «породистые» экземпляры, кастрировать, а то и вовсе усыплять «негодных»… А те – в основной массе восхваляют добрых … спонсоров – именно так именуются хозяева Земли…
Сам Кир Булычев однажды на вопрос корреспондента о последних вещах ответил так:
«Что такое фантастика? Это самый актуальный вид литературы. Это попытка ответить на вопросы: что с нами происходит? что с нами будет? Поэтому я, естественно, если хочу дальше работать в этой сфере, не могу оставаться тем же Булычевым, который в 70-е годы писал «розовые» гуслярские рассказы. Хотя и в те годы я писал далеко не «розовые» вещи, но они до поры до времени лежали в столе, вот, например, «Осечка-67», которая издана только сегодня.
…Фантаст может писать только о нашем времени! Если вы решите написать роман фантастический или исторический – все равно, — воссоздав скрупулезно антураж, образ жизни, речь персонажей прошлого или будущего века, — никто ваш роман читать не будет и правильно сделает. Вы должны, как Алексей Толстой в «Петре Первом», придумать современный мир, потому что читатель должен иметь возможность поставить себя на место героев вашего романа….»
И все-таки…
— Ну ладно, обойдемся, — сказал Коля. — За дыню спасибо.
— До свидания. Может, увидимся. Жалко, что Алису ты не дождался, она бы тебе помогла в космос слетать.
У нее большие знакомства в Дальнем флоте. Она, наверно, на двадцати планетах уже побывала.
— А сколько ей лет? — спросил Коля. — Когда успела?
— Сколько и нам с тобой. Одиннадцать.
— Мне двенадцать, — сказал Коля. — Привет Алисе. Я пошел.
Написано для сайта Библиотека СЕРАНН
НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ
|