ОБ АВТОРЕ АСТРОНОМИЯ СТИХИ И ПРОЗА ОБЩЕНИЕ И НОВОСТИ МОИ РИСУНКИ ССЫЛКИ
Рядом с Жюлем Верном
Рядом с Жюлем Верном  

Когда мне впервые попались на глаза эти имя и фамилия – Жюль Верн?

Наверное, в возрасте примерно 7 лет.

Правда, это была встреча еще не с произведениями писателя, а именно с именем и фамилией.

У меня была большая, толстая и красочно иллюстрированная книга сказок Корнея Чуковского, которую я с удовольствием читала сама еще до школы. И вот там-то, в сказке «Крокодил», и промелькнуло в первый раз это имя:

По вечерам быстроглазая Серна
Ване и Ляле читает Жюль Верна,


Так у меня и осталось это в памяти, вместе с картинкой, на которой были нарисованы и Ваня с Лялей, и Серна, сидящая в кресле, в очках, передними копытами держащая книгу, и сама книга с надписью на переплете: Жюль Верн.

Тогда я еще не знала,, что это – имя автора. Восприняла это как странное и непонятное название книги… Но эти два слова остались в памяти и почему-то не хотели теряться, Возможно, именно в силу своей непонятности окруженные ореолом таинственности.

Но скоро пробел в знаниях был восполнен. Сейчас я даже не помню, что появилось раньше, что позже – примерно в одно и то же время посмотрела сразу несколько фильмов, снятых по произведениям знаменитого француза, и – прочитала его книги. Среди них были «Пятнадцатилетний капитан», «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» (последний мне особенно нравился)… Затем – «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и многое другое… Благодаря маме и ее подругам, обшарившим несколько библиотек и расспрашивавшим всех знакомых книголюбов, я прочитала, наверное, все, что входило в 12-томное собрание сочинений Жюля Верна, выпущенное в СССР в 50-х гг. прошлого века.

Сейчас у меня дома есть несколько его романов, и многое имею возможность прочесть в электронном виде.

И периодически – перечитываю…

Воспоминания о детских впечатлениях сейчас перемешаны с взрослым видением, анализом и размышлениями…

В советское время была тенденция идеализировать творчество Жюля Верна, провозглашать его великим предсказателем научных побед человечества. Его герои объявлялись прототипами людей будущего (и, конечно, советских людей, строителей коммунизма)…

Сейчас читать это порою невозможно иначе, как с улыбкой. Но видимо, перед писателем (и его постоянным издателем, Этцелем) действительно стояла такая задача – изобразить идеальных людей, которым хотели бы подражать мальчишки… Его романы появлялись на страницах «Журнала воспитания и развлечения» - само название говорит за себя.. В отличие от других авторов приключенческих книг, Жюль Верн не ставил в сюжете на первое место любовную интригу. Однажды писатель получил похвалу от самого Папы римского – за нравственную чистоту и целомудренность своих героев.

Действительно, ему хватало других средств. Его считают изобретателем нового жанра литературы – романа о науке. Нет, фантастические произведения писались и прежде, но именно Жюль Верн начал ставить достижение какой-то научной цели или описание новых открытий или машин — во главу сюжета. И у него первого научный поиск оказался облечен ореолом романтики.

Его книги наполняют самые удивительные для того времени механизмы, его герои стирают с географических карт последние белые пятна…

Наука и ее открытия – залог человеческого благополучия. Если человек вооружен знаниями – он сможет выкарабкаться из самой отчаянной ситуации, подчинить обстоятельства себе - например, превратить необитаемый остров в процветающую колонию, как инженер Сайрес Смит…

Во имя научной цели – достижения полюса – люди терпят неимоверные лишения и трудности, рискуя даже сойти с ума, как капитан Гаттерас.

И наука же – предоставляет неограниченные возможности капитану Немо и Робуру-завоевателю. Людям, ставящим себя выше общества, не подчиняющимся его законам…

Конечно, многие «пророчества» писателя сейчас кажутся уже смешными и наивными в свете достижений современной науки. Скажем, сколько раз уже перемывали бедному Жюлю Верну косточки за неверный способ транспортировки людей на Луну! Ну что ж делать – из пушки так из пушки, до ракет после Циолковский додумался… Однако, можно удивиться другому: форма, вес и размеры снаряда в романе почти точно совпадают с реальными параметрами кораблей «Аполлон», спустя столетие облетевших наш естественный спутник! Даже место старта – полуостров Флорида – угадано верно!

Вообще же, Жюля Верна можно назвать «фантастом ближнего прицела». В его книгах нет ни встреч с инопланетянами, ни путешествий во времени - но развиты и усовершенствованы достижения науки и техники его времени. Возможно, этого требовал Этцель, делавший ставку именно на познавательность и популяризацию научных знаний в занимательной форме.

Большинство книг Жюля Верна (62 романа и 2 сборника рассказов) входят в гигантскую серию «Необыкновенные путешествия», которая выходила до конца его жизни, а последние книги увидели свет после смерти писателя. Каждый год выходила как минимум одна книга. Естественно, такая плодовитость означала сильный разброс в литературном уровне… Этим часто страдают популярные авторы – и сегодня, и в позапрошлом столетии… Несколько книг написаны в соавторстве с Паскалем Груссе (Андреа Лори). Кроме того, последние книги писателя сильно доработал (а не исключено что и фактически написал заново) его сын Мишель.

Лично я считаю лучшими произведениями Жюля Верна – 10 романов, написанных первыми:

«Пять недель на воздушном шаре» (1863)
«Путешествие к центру Земли» (1864),
«Путешествия и приключения капитана Гаттераса» (1865),
«С Земли на Луну» (1865),
«Дети капитана Гранта» (1867),
«Вокруг Луны» (1869),
«20 000 лье под водой» (1870),
«Вокруг света в 80 дней» (1872),
«Таинственный остров» (1874),
«Пятнадцатилетний капитан» (1878)


Именно в них – наиболее характерные образы, наиболее запоминающиеся сюжеты. Имена их героев стали нарицательными: Гаттерас, Немо, Филеас Фогг, Гленарван, Паганель…

Дальше – все-таки идут более бледные копии этих героев, хотя, скажем, образ чудака-ученого повторяется и в этих романах – Клоубонни из «Гаттераса», блистательно-рассеянный Паганель, путающий пароходы и части света, кузен Бенедикт из «Пятнадцатилетнего капитана», также не лишенный этого недостатка, усиленного плохим зрением – и не смогший сделать правильных выводов из обнаружения африканской мухи цеце в мнимой Америке…

Тут же - благородные английские аристократы Фогг и Гленарван – готовые и всеми средствами выиграть пари, и помочь в беде незнакомому человеку, и не боящиеся ради того и другого совершить кругосветные путешествия!

А чего стоят веселые французы – Паганель, с легкостью меняющий свой маршрут на противоположный, чтобы поучаствовать в добром деле, Паспарту, готовый полезть за Фоггом куда угодно, Мишель Ардан, предлагающий превратить выстрел по Луне из бесполезной траты денег – в средство для смелого полета…

А юные герои – Дик Сэнд, Роберт Грант, Герберт Браун! Отважные, честные, решительные мальчишки…

От многих знакомых, особенно филологов, мне приходится слышать недоуменные вопросы: что хорошего ты нашла в этом Жюле Верне? Характеры и сюжеты плоские, шаблонные…

Признаю, что замечание справедливо. С точки зрения строгих литературоведов, у Жюля Верна действительно нет ни проработанности характеров, ни психологических нюансов, его герои часто показаны слишком прямолинейно, без нюансов (хотя тут можно в противовес вспомнить хотя бы Немо – противоречивого, мятущегося, сложного…) Но… всегда ли такая проработанность нужна?

Есть прекрасные книги, которые учат размышлять… Многим детям доступна уже в раннем возрасте и серьезная литература. Но… как вы думаете, в какого героя ребенку захочется поиграть, побыть на его месте? Мне кажется, тут есть три варианта. Либо это будет его сверстник, написанный с большим знанием детской психологии (пример – Том Сойер). Либо – герой книги, написанной с сильно притягательным и актуальным в данное время идеологическим уклоном (примеры – Фурманов, Гайдар). Либо – герой ДЕЙСТВИЯ, ПРИКЛЮЧЕНИЙ, АКТИВНОСТИ. И тут вариантов бесчисленное множество – Робинзон Крузо, мушкетеры, ковбои. индейцы, целая плеяда отважных моряков… А недостаточная проработанность характера подчас только помогает увидеть, вообразить что-то свое. И именно этим герои Жюля Верна часто и привлекают к себе, оставляя простор для детской фантазии.. Почему они нравятся мне до сих пор? Наверное, в душе я так и осталась фантазеркой…


НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz